Версия для слабовидящих

Вайнеры-Говорухин. «Место встречи изменить нельзя».

Вайнеры-Говорухин. «Место встречи изменить нельзя».

До "Эры милосердия" книги Вайнеров экранизировались и становились высокорейтинговыми советскими телехитами. Но пиком телевизионного успеха стал сериал «Место встречи изменить нельзя».

То, что сериал, персонажи и крылатые выражения главных героев ушли в народ огромная заслуга братьев Вайнеров: Аркадия, знающего тонкости работы уголовного розыска из-за работы следователем, и Георгия, начинающего журналиста, из-под пера которого появились главные герои, а также запутанная детективная линия с бандой "Черная кошка".

Основой для книги стало дело об убийстве жены кандидата медицинских наук Е. И. Миркина, в котором сам Миркин и был главным подозреваемым. Более детальное расследование московского уголовного розыска показало, что приговоренный к смертной казни мужчина, несмотря на то что все улики были против него, оказался невиновным.

Братья Вайнеры рассказывали, что идею создать сценарий фильма к их роману подсказал Высоцкий, сразу после этого изъявивший желание сыграть Жеглова. Ради него, писатели во время работы над сценарием, даже пошли на изменение внешности героя: в романе Жеглов был молодым высоким и плечистым красавцем.

Вайнеры_Говорухин_Место_встречи_изменить_нельзя (4).jpg

Сценарно, фильм практически дословно повторяет оригинал, за исключением характера и возраста Жеглова, а также финала, о который разберем чуть позже.

По словам Станислава Говорухина: «Володю я мог бы утвердить и без проб, потому что для меня, как и для всех нас, было ясно, что эту роль должен играть только он. Но это происходило в те времена, когда он еще ни разу не появлялся на телеэкране, а тут — такая одиозная фигура — в пятисерийном фильме! Поэтому я сделал на эту роль несколько проб других актеров, которые заведомо не могли тягаться с Высоцким. И когда показывал руководству пробы, я показал и эти пробы, которые были, конечно, гораздо хуже проб Высоцкого. Начальство это очень убедило».

Вайнеры_Говорухин_Место_встречи_изменить_нельзя (3).jpg

Владимиру Конкину, сыгравшему Шарапова, пришлось бороться за роль с Александром Абдуловым, Сергеем Никоненко, Евгением Леоновым-, Юрием Шлыковым, Александром Куреповым и даже Станиславом Садальским. Первоначально, роль Шарапова, по мнению Вайнеров, должна была отойти Сергею Иванову, уже на тот момент занятого на съемках фильма "Рожденная революцией". В результате Шараповым, к великому неудовольствию Вайнеров, стал Владимир Конкин.

Уже после успеха сериала, Аркадий Вайнер вспоминал:

"Делали кинопробы, посмотрели. Не понравился Конкин нам решительно. И не потому, что он артист плохой или человек неважный… Мы себе Шарапова представляли как фронтового разведчика, который двадцать два раза ходил через линию фронта и должен быть убедительно сильным мужчиной. Володя Конкин никак таким мужчиной не мог выглядеть, он не был им рожден".

Несмотря на это, дуэт Высоцкого и Конкина создавал на экране невероятную химию: персонажи дополняли друг друга, постоянно вызывая столкновение мировоззрений человека чести, прошедшего войну и работника уголовного розыска, знающего свое дело и не гнушающегося в некоторых местах "переходить черту". Персонажи из-за ярких характеров и "живого взаимодействия" полюбились зрителю, став символами советской милиции,

Вайнеры_Говорухин_Место_встречи_изменить_нельзя (1).jpg

Однако на съемочной площадке между актерами постоянно вспыхивали конфликты.

Владимир Высоцкий относился к Конкину как к «комсомольскому холую». Его возмущало, что молодой актер ездит на автомобиле марки «Волга», хотя у самого Владимира Семеновича был «Мерседес». О Высоцком Владимир Конкин вспоминал: «Вот он — добрый, прекрасный, замечательный — а через три секунды меняется в лице… Ор, вопли, чего там только не было! Я в такой ситуации до этого никогда не оказывался.»

На площадке Высоцкий, которого все воспринимали как живую икону, постоянно капризничал и ругался. Досталось и актеру Станиславу Садальскому. Во время съемок Высоцкий спешил на самолет, а Садальский оговорился, за что Владимир Семенович сильно его обматерил. Подобные ситуации возникали на протяжении всего съемочного процесса. Режиссер Станислав Говорухин старался не замечать «войны актеров» и спустя годы сказал, что все стоящие картины рождаются в муках, не зря же «Место встречи изменить нельзя» стал культовым советским фильмом.

На следующее утро после окончания съемок «Места встречи» в квартире братьев Вайнеров появился Высоцкий: – Знаете, братцы, о чем я подумал сегодня утром: вы не имеете никакого римского права бросать Жеглова. – А ты не мог подумать об этом днем, и дать нам поспать?

– Не мог. Надо спешить. Авторы поняли это так: Высоцкий имеет в виду, что продолжение следует снимать по горячим следам. Но, похоже, Высоцкий чувствовал совсем другое, ведь он пришел не с отвлеченным предложением, а с хорошо разработанной сюжетной линией второго шестисерийного фильма «Место встречи». Он спешил. Через некоторое время на столе авторов сценария появилась папка, на которой значилось — «Эра милосердия. Продолжение». Увы, продолжение следует не всегда. В самый разгар работы пришла горестная весть: Владимира Семёновича Высоцкого не стало. Никакого другого Жеглова быть не могло. Эта папка больше никогда не открывалась, несмотря на многочисленные слухи о съёмках продолжения картины. Недавно Говорухин жестко обрубил разговоры на эту тему: «Жеглов умер, Шарапов стар, с кем и зачем продолжать?»

Вайнеры_Говорухин_Место_встречи_изменить_нельзя (2).jpg

Интересные факты о фильме:

Высоцкий и Куравлев, играющие заядлых биллиардистов, вообще не умели «катать шары». За них кий в руках держал одессит Владимир Иванов, мастер спорта СССР, уже тогда бывший одним из лучших биллиардистов Одессы. По шарам били Высоцкий и Куравлев, а потом делался монтажный стык — шары вгонял в лузу мастер.

По сценарию предполагалось, что Высоцкий в каждой серии будет петь. Среди предлагавшихся песен были и «За тех, кто в МУРе», и «Песня о конце войны», и «Баллада о детстве» – Он очень хотел спеть несколько своих песен, – продолжает режиссер, – но я посчитал, что это разрушит образ и в картине появится уже не капитан Жеглов, а Высоцкий в роли капитана Жеглова. Володя обижался, мы ссорились. А однажды, когда я попросил его спеть в кадре песню Вертинского, он ответил, «если ты не хочешь, чтобы я спел свое, не буду петь и Вертинского».

По планам Говорухина, планировалось семь серий, две из которых пошли под нож. Из фильма вырезали героический пролог, в котором Левченко выносил с поля боя раненого Шарапова. Режиссеру показалось, что, показав Левченко ранее, исчезнет интрига пятой серии, когда Шарапов проникает в банду. К огромному сожалению, все вырезанные кадры режиссёр сдал в архив Одесской киностудии, где они благополучно потерялись.

Вайнеры_Говорухин_Место_встречи_изменить_нельзя (5).jpg

Не считая образа Жеглова, переработанного специально под Высоцкого, в кинокартине также изменен финал, ставший куда менее мрачным, относительно оригинала. В романе Вайнеров, Варя погибает при задержании преступников, когда в фильме, Шарапов после задержания банды и смерти сослуживца Левченко находит отдушину в семейной жизни с ней и ребенком-подкидышем.

Несмотря на всеобщее признание, сериал не получил наград. Лишь министр внутренних дел СССР вручил его создателям почетные грамоты. А за Жеглова Владимир Высоцкий посмертно удостоен Государственной премии СССР 1987 года.

Как мы уже говорили ранее, все стоящие картины рождаются в муках, и "Место встречи" не стала исключением. Фильм вспоминается как образец чисто советского детектива, построенного на диалогах и расследованиях, а не одних перестрелках. Крылатые выражения персонажей все так же пользуются популярностью у народа, как и слова песни группы "Любэ":

"Глеб Жеглов и Володя Шарапов заслужили в боях ордена.

После мирного дня трудового, будь спокойна, родная страна!"

Даже без заявленного продолжения, картина смотрится как целостное законченное произведение, где каждый персонаж выбрал собственный путь.

Перед нами пример экранизации, кропотливо воссоздающей оригинал, благодаря совместной работе знаменитого режиссера Говорухина и не менее знаменитых Вайнеров. Фильм, снятый 46 лет назад, до сих пор достоверно воссоздает как атмосферу послевоенной Москвы, так и характеры людей, живущих в то время, а разница взглядов главных героев позволяет зрителю сделать вывод о допустимости или не допустимости некоторых средств в борьбе с преступниками.


 

26 апреля
 
Джоан ЧЕН (1961)- американская киноактриса ("Твин Пикс")
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке


© Иркутскоблкинофонд 2010 - 2022 | Разработано: Icorporate