Версия для слабовидящих

Вампилов - Мельников. «Старший сын». Экранизация.

Вампилов - Мельников. «Старший сын». Экранизация.

Здравствуйте, дорогие читатели! Мы продолжаем нашу рубрику «Смотрим читая» и в этот раз мы поговорим о пьесе знаменитого на весь мир драматурга - нашего земляка, Александра Вампилова - “Старший сын”. Пьеса, благодаря своей “бытовой окраске” легка в прочтении и понимании характеров и взаимодействий между персонажей - в каждом из них мы легко можем узнать соседей, родственников, друзей или даже самого себя. 

Вампилов-Мельников-2.jpg

Первые упоминания пьесы относятся еще к 1964 году. На тот момент она носила другое название - “Мир в доме Сарафанова”. Количество персонажей осталось практически без изменения, к имеющимся ранее “прототипам” позднее присоединился товарищ Володи Бусыгина по несчастью - Семён Севостьянов (Сильва), также изменились имена и род деятельности действующих лиц.

Первый вариант пьесы был создан в 1965 году и был опубликован частями под названием «Женихи» 20 мая 1965 года в газете «Советская молодёжь». Уже 1967 году произведение сменило название на «Предместье» и в 1968 году была вновь напечатано в альманахе «Ангара». И только в 1970 году пьеса, выпущенная отдельным изданием, получает привычное для нас название - “Старший сын”.

Сюжет произведения рассказывает про двух молодых людей - Володю Бусыгина и Сильву, упустивших последнюю электричку домой, а потому, пытающихся решить серьезный вопрос – как провести ночь в этой глуши. Они начинают звонить в квартиры с просьбой пустить их переночевать, но никто им не открывает. Случайно они видят выходящего из дома немолодого мужчину Сарафанова, слышат его имя и решают воспользоваться этим: зайти в его квартиру, представившись знакомыми, и, хотя бы, погреться. Однако в разговоре с Васенькой, сыном Сарафанова, Сильва неожиданно сообщает, что Бусыгин — его брат и сын Сарафанова. Вернувшийся Сарафанов принимает эту историю за чистую монету, после чего события обретают совершенно необычный оборот.

Вампилов-Мельников-3.jpg

Как и во многих ранних произведениях Вампилова, в “Старшем сыне” присутствуют характерные особенности его творческого облика: интерес к миру и быту обыкновенных людей из провинциальной российской глубинки; слегка ироничный, добрый и одновременно требовательный взгляд на человеческие отношения; умение в микросцене передать ощущение всей прошлой жизни персонажа и т.д. Мелкий случай, взятый из жизни, превращается под пером Вампилова в настоящее нравственное испытание героя.

По стилю повествования перед нами совершенно рядовая драма, где в образы героев максимально приближены к реальности. Проблемы каждого действующего лица при своей простоте понятны читателю: трудности в реализации собственных мечт, проблемы отцов и детей, проблема маленького человека, тема первой любви... Настолько полно передать затронутые темы позволило прошлое автора, который, как и Володя Бусыгин, рос без отца.

Стоит отметить, что у пьесы нет главного героя. Есть мотив, объединяющий всех действующих лиц - мотив “любви”: маленький человек Сарафанов, ищущий любовь и внимание собственных детей; Нина, сомневающаяся в выборе спутника жизни; Сильва, тщетно пытающийся “найти женщину”; Васенька, страдающий от неразделенной любви; Бусыгин, к концу произведения полюбивший семью Сарафановых и Макарская, после двух неудачных браков, скептически относящаяся к самому понятию “любовь”.

Режиссером экранизации выступил Виталий Мельников, на тот момент уже успевшим экранизировать произведения Юрия Германа и Николая Носова. Стоит отметить, что лента “Старший сын” - стала дебютной в его работе еще и как сценариста, за которую он получил приз Интервидения и приз за лучший сценарий в разделе драматических произведений на XIII Международном фестивале телевизионных фильмов в Праге.

Вампилов-Мельников-4.jpg

Мельников, при создании фильма, решил как можно меньше отходить от первоначального текста пьесы, практически слово в слово перенося текст оригинала, однако, атмосфера пьесы отлично дополняется операторской, реквизиторской и актерскими работами, где невозможно выделить кого-то одного. Именно подобная слаженная работа съемочной группы и актеров позволило режиссеру создать настолько атмосферную и запоминающуюся работу, достойную драматурга с мировым именем.

Экранизация, как визуальное отображение текста, полностью справилась с задачей - создать устойчивые и сильные образы героев, создать химию между ними и поместить в декорации, создающие атмосферу тихого города на отшибе, в котором замерло время.

Перед нами пример экранизации, прекрасно дополняющей первоисточник. Несмотря на то, что с момента съемок прошло практически пятьдесят лет, фильм прекрасно проходит проверку временем, ровно как и сама пьеса, носящая бытовой и локальный характер, затрагивающая вечные темы и проблемы жизни человека. не оставят.

Вампилов-Мельников-5.jpg


 

25 апреля
 
Аль ПАЧИНО (1940)- американский киноактер
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке


© Иркутскоблкинофонд 2010 - 2022 | Разработано: Icorporate