Паланик-Финчер. Бойцовский клубЗдравствуйте, дорогие читатели! Мы продолжаем нашу рубрику «Смотрим читая». В этот раз мы с вами поговорим о том редком случае, когда экранизация получилась настолько удачной, что большинство просто забыло об оригинальном произведении. Сегодня к нам в руки попал «Бойцовский клуб» Чака Паланика и одноимённый фильм Дэвида Финчера. Сначала нужно пару слов сказать о самом Чаке Паланике. Писатель и журналист родился в 1962 году в США. Один из ярчайших представителей поколения Х. В ранние годы своей карьеры он не брезговал любой работой и какое-то время даже писал учебные руководства по ремонту грузовиков. Однажды Паланик вспомнил как участвовал в уличной драке на пути в летний лагерь. Вышел он из неё с несколькими синяками и ссадинами, но коллеги по работе даже не думали спросить что случилось. Именно эта ситуация вдохновила написать, пожалуй, главный роман в его карьере — «Бойцовский Клуб».
Первые наброски издатель публиковать не хотел, так как считал их слишком неподобающими. Поэтому Паланик нарочито с каждым разом делал их всё более и более вызывающими. В итоге издатель сдался, но опубликовал лишь укороченный семистраничный рассказ, который позднее автор расширил. Такая возможность появилась благодаря удивительному успеху небольшого рассказа. Видите ли, в то время, в середине 90-х полки книжных магазинов ломились от романов, проповедующих определённый социальный конструкт для женщин. Для мужчин подобных произведений не было и не предвиделось. Никто не исследовал их, на то время, современные психологические проблемы. Так что «Бойцовский Клуб» в этом плане был по-настоящему новаторским произведением. Он исследовал проблему безотцовщины и места обычного мужчины в этом сложном мире развитого капитализма. Когда на тебя по определению возлагаются большие надежды, а ты не способен их оправдать, так как никто и никогда не помогал тебе справиться с внутренними проблемами из-за того, что ты мужчина. А значит должен быть опорой и никогда ни на что не жаловаться.
Роман быстро набирал популярность и всего за несколько лет стал определяющим для многих мужчин Соединённых Штатов. Очень быстро, в 1997 году началась работа над экранизацией, а режиссировать её поставили тогда ещё молодого режиссёра Дэвида Финчера. Финчер уже успел зарекомендовать себя как мастера саспенса благодаря триллерам «Игра» и «Семь». Финчер хотел снять очень серьёзный фильм с максимально несерьёзным подходом. Так сказать, передать суть романа с помощью всепоглощающего разгильдяйства, которому предаются главные герои. При этом тон картины он стремился сохранить максимально приземлённым и реалистичным. Дабы достичь такого эффекта картинку фильма старались нарочито загрязнить, чтобы в нём не было голливудского лоска. Ведь так центральная идея о саморазрушении личности будет работать куда лучше. Также Финчер настоял на изменении концовки в фильме. В оригинальном романе, когда «Проект разгром» готовится взорвать несколько зданий, в итоге бомбы не детонируют, а главный герой отправляется в психбольницу. В фильме же… Здания взрываются, что преподносит всю разворачивающуюся ранее историю совсем под иным углом.
И у такого изменения была не только художественная причина. Для Паланика его произведение было своеобразным памятником концу ХХ века. Он хотел провести черту для целого поколения, для которого понятия «секс» и «наркотики» стали повседневной обыденностью. Для Финчера же «Бойцовский Клуб» символ эпохи саморазрушения. Буквальный памятник тому, что если общество хочет от тебя чего-то конкретного, то действовать нужно с точностью до наоборот. Оно хочет, чтобы ты погряз в потребительстве — значит откажись от всех материальных благ. Оно хочет, чтобы ты стал примером для остальных — значит уничтожь свою личность до основания, а из руин сконструируй нового ненормативного и неформатного человека.
«Бойцовский Клуб» это, пожалуй, единственный случай, когда автор оригинала открыто признал, что фильм по книге получился лучше, чем изначальный роман. И с этим сложно поспорить. Произведение Чака Паланика подводило итог целой культурной эпохе, которая просуществовала не так уж и долго. А фильм Дэвида Финчера актуален даже в 2021 году и будет актуален ещё долгое время. Переосмысление оказалось сильнее оригинальной идеи, и такого нынче практически не случается. Сначала стоит прочитать книгу и только затем посмотреть фильм. Если сделаете наоборот, то роман покажется вам слишком скучным. Впервые в нашей рубрике со всей уверенностью можно сказать, что фильм получился лучше. |
21 ноября
В этот день родились:
1961 российский актёр и телеведущий Алексей Весёлкин 1952 американская актриса Дебора Шелтон 1950 польский писатель, драматург, сценарист, критик и деятель культуры Мачей Карпиньский |
||||
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке © Иркутскоблкинофонд 2010 -
2022 | Разработано:
Icorporate
|