Версия для слабовидящих

Гончаров-Михалков. Обломов

Гончаров-Михалков. Обломов

Здравствуйте, дорогие читатели! Мы продолжаем нашу рубрику «Смотрим, читая», и на этот раз к нам в руки попала экранизация романа «Обломов» за авторством Ивана Алексеевича Гончарова. Для большинства учащихся это произведение скучно и его стараются избегать, ограничиваясь прочтением краткого содержания.

«Обломов» писался на протяжение двенадцати долгих лет. Всё это время роман постоянно переписывался, дополнялся и всячески видоизменялся. Гончаров очень долго был недоволен получавшейся у него историей, потому создание произведения и заняло такое большое количество времени. Первый план романа был готов ещё в 1849 году и тогда же была написана первая часть. Однако затем Гончаров решил отправиться в кругосветное путешествие, и работа забуксовала.

Впервые полностью роман был опубликован только в четырёх выпусках журнала «Отечественные записки» в 1859 году. Завершив работу, он сказал, что писал о себе и своей жизни ,и что на идею романа сильно повлияли работы Белинского. В образ главного героя автор вложил свои самые праздные мечты, но заставил их выдержать проверку реальностью.

Обломов 2.jpeg

«Обломова» встречали как чуть-ли не важнейший роман своего времени. Его воспринимали как критическое высказывание о застывшем в своём развитии обществе. Искали множество смыслов и подтекстов. Известный литературный критик Николай Алексеевич Добролюбов даже называл самого Обломова знамением времени. И как вы уже могли понять, если читали предыдущие тексты нашего цикла, такой важный и громкий роман никак нельзя было оставить в рамках одной лишь литературы.

Ближе к концу 1970-х годов ответственность за перенос романа с книжных листов на киноплёнку возложил на себя настоящий классик российского и мирового авторского кинематографа Никита Сергеевич Михалков. К тому времени он уже был отлично зарекомендовавшим себя режиссёром, и палки в колёса цензура ему практически не вставляла.

Однако, будучи полностью сформировавшимся, самодостаточным художником, Никита Сергеевич решил по-своему интерпретировать роман и немного изменить его сюжет и структуру. Таким образом он далеко отошёл от буквы оригинала, но это ни в коем случае не пошло картине во вред. Просто получилась не экранизация, а произведение по мотивам. Со своим серьёзным подтекстом, уже не таким далёким от оригинальной концепции.

Обломов 3.jpeg

Оператором картины выступил уже ранее работавший с Михалковым над «Свой среди чужих, чужой среди своих» Павел Лебешев. Благодаря этому невооружённым глазом видна плавность и слаженность работы режиссёра и оператора. Фильм выглядит не как сыгранное и заснятое на киноплёнку действо, а как аккуратное подглядывание за по-настоящему происходящими событиями.

Но ни умелая рука оператора, ни творческий гений Никиты Сергеевича не сделали бы фильм настолько выделяющимся, если бы не актёрская игра Олега Павловича Табакова, который и сыграл Обломова. Вся красота его работы заключается в том, что он идеально смог воплотить на экране не столько персонажа Гончарова, сколько Гончарова в персонаже Обломова. Одним лишь своим появлением на экране он моментально отбирает всё внимание зрителя и не отпускает до конца сцены.

Вот только не стоит торопиться бежать смотреть фильм вместо прочтения оригинального романа. Как уже было упомянуто выше – Никита Сергеевич Михалков позволил себе изменять сюжет в угоду более плавному киносценарию. Да и весь контекст оригинального произведения никогда бы не получилось уместить в два с половиной часа хронометража фильма.

Обломов 4.jpeg

Картина Михалкова прекрасно работает либо как полностью самостоятельное произведение, либо как фильм по мотивам. Ибо не получится никак отрицать, что некоторые важные мелочи романа были отданы в жертву ради успеха именно киносценария. Поэтому, если вы не хотите читать оригинальный роман и для вас важно просто узнать идею в общих чертах, то смотрите фильм и ничего не потеряете. Так как сама по себе это по-настоящему прекрасная картина. Но если же вы желаете получить полностью авторское видение и доскональное объяснение идеи Гончарова, то фильм вам не подойдёт. Лучше обратиться к книге. А ещё лучше и прочитать роман и посмотреть фильм. Они друг друга прекрасно дополняют.


 

20 апреля
 
Гарольд ЛЛОЙД (1893-8.3.1971) - американский комедийный киноактер («Бабушкин внучок», «Наконец в безопасности», «Женобоязнь»)
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке


© Иркутскоблкинофонд 2010 - 2022 | Разработано: Icorporate