Гончаров-Михалков. ОбломовЗдравствуйте, дорогие читатели! Мы продолжаем нашу рубрику «Смотрим, читая», и на этот раз к нам в руки попала экранизация романа «Обломов» за авторством Ивана Алексеевича Гончарова. Для большинства учащихся это произведение скучно и его стараются избегать, ограничиваясь прочтением краткого содержания. «Обломов» писался на протяжение двенадцати долгих лет. Всё это время роман постоянно переписывался, дополнялся и всячески видоизменялся. Гончаров очень долго был недоволен получавшейся у него историей, потому создание произведения и заняло такое большое количество времени. Первый план романа был готов ещё в 1849 году и тогда же была написана первая часть. Однако затем Гончаров решил отправиться в кругосветное путешествие, и работа забуксовала. Впервые полностью роман был опубликован только в четырёх выпусках журнала «Отечественные записки» в 1859 году. Завершив работу, он сказал, что писал о себе и своей жизни ,и что на идею романа сильно повлияли работы Белинского. В образ главного героя автор вложил свои самые праздные мечты, но заставил их выдержать проверку реальностью.
«Обломова» встречали как чуть-ли не важнейший роман своего времени. Его воспринимали как критическое высказывание о застывшем в своём развитии обществе. Искали множество смыслов и подтекстов. Известный литературный критик Николай Алексеевич Добролюбов даже называл самого Обломова знамением времени. И как вы уже могли понять, если читали предыдущие тексты нашего цикла, такой важный и громкий роман никак нельзя было оставить в рамках одной лишь литературы. Ближе к концу 1970-х годов ответственность за перенос романа с книжных листов на киноплёнку возложил на себя настоящий классик российского и мирового авторского кинематографа Никита Сергеевич Михалков. К тому времени он уже был отлично зарекомендовавшим себя режиссёром, и палки в колёса цензура ему практически не вставляла. Однако, будучи полностью сформировавшимся, самодостаточным художником, Никита Сергеевич решил по-своему интерпретировать роман и немного изменить его сюжет и структуру. Таким образом он далеко отошёл от буквы оригинала, но это ни в коем случае не пошло картине во вред. Просто получилась не экранизация, а произведение по мотивам. Со своим серьёзным подтекстом, уже не таким далёким от оригинальной концепции.
Оператором картины выступил уже ранее работавший с Михалковым над «Свой среди чужих, чужой среди своих» Павел Лебешев. Благодаря этому невооружённым глазом видна плавность и слаженность работы режиссёра и оператора. Фильм выглядит не как сыгранное и заснятое на киноплёнку действо, а как аккуратное подглядывание за по-настоящему происходящими событиями. Но ни умелая рука оператора, ни творческий гений Никиты Сергеевича не сделали бы фильм настолько выделяющимся, если бы не актёрская игра Олега Павловича Табакова, который и сыграл Обломова. Вся красота его работы заключается в том, что он идеально смог воплотить на экране не столько персонажа Гончарова, сколько Гончарова в персонаже Обломова. Одним лишь своим появлением на экране он моментально отбирает всё внимание зрителя и не отпускает до конца сцены. Вот только не стоит торопиться бежать смотреть фильм вместо прочтения оригинального романа. Как уже было упомянуто выше – Никита Сергеевич Михалков позволил себе изменять сюжет в угоду более плавному киносценарию. Да и весь контекст оригинального произведения никогда бы не получилось уместить в два с половиной часа хронометража фильма.
Картина Михалкова прекрасно работает либо как полностью самостоятельное произведение, либо как фильм по мотивам. Ибо не получится никак отрицать, что некоторые важные мелочи романа были отданы в жертву ради успеха именно киносценария. Поэтому, если вы не хотите читать оригинальный роман и для вас важно просто узнать идею в общих чертах, то смотрите фильм и ничего не потеряете. Так как сама по себе это по-настоящему прекрасная картина. Но если же вы желаете получить полностью авторское видение и доскональное объяснение идеи Гончарова, то фильм вам не подойдёт. Лучше обратиться к книге. А ещё лучше и прочитать роман и посмотреть фильм. Они друг друга прекрасно дополняют. |
24 ноября
В этот день родились:
1978 американская актриса Кэтрин Хайгл 1977 американский актёр Колин Хэнкс 1974 японский актёр Таро Ямамото |
||||
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке © Иркутскоблкинофонд 2010 -
2022 | Разработано:
Icorporate
|