История организации

Исторической датой, с которой можно вести отсчет начала появления и дальнейшего развития кино в Иркутске, можно считать конец 1907 года - открытие Электро-иллюзион-театра - первого кинотеатра в Сибири. С 1908 года на Большой улице открылся новый кинематограф А.М. Дон-Отелло «Одеон». Этого человека можно считать «отцом» иркутской киноиндустрии. Деятельность компании Дон-Отелло была не только кинопрокатной, но также снимались фильмы. Дон-Отелло снял первый хроникальный фильм «Весь Иркутск на экране». Уже в 1909 году в Иркутске демонстрировалась кинолента «Виды Байкала», снятая фирмой «А.М.Дон-Отелло и К», был выписан из Италии специальный фотограф (кинооператор) для создания собственных документальных и видовых фильмов. До 1918 года фирмой Дон-Отелло снято более 30 фильмов. На первых порах это были, в основном, видовые съемки города и его окрестностей, виды Байкала, природа и наиболее значительные события в жизни города. 
Киноимперия Дон-Отелло не ограничивалась только Иркутском, его кинотеатры создавались в других городах Сибири и Дальнего Востока. Когда свершилась революция, Дон-Отелло решительно выступил против национализации кинотеатров, о чем он заявил в своей пламенной речи в 1917 году на съезде кинопредпринимателей в Москве. Но его никто не послушал, национализация кинотеатров началась по всей стране. А.М. Дон-Отелло, не принявший советской власти, бежал в Харбин. 
5 марта 1920 года все кинотеатры были национализированы. После установления советской власти в Иркутске началась новая жизнь кинотеатров. Часть из них была передана под рабочие клубы, научные организации. При советской власти кинотеатры модернизируются, с 6 мая 1927 года идет непрерывная демонстрация кинофильмов, что достигается применением двух аппаратов. Интерес к кино в те годы огромный. 
В это же время был создан орган управления кинофикации в области, который ведал вопросами работы кинотеатров. В разное время название данной службы менялось, но суть оставалась той же, она занималась строительством, оборудованием, кадрами работников кино. 
Прокатную деятельность осуществляли другие учреждения – прокатные конторы, их задача была в том, чтобы обеспечить кинотеатры кинофильмами, следить за качеством пленок, прибывающих в область копий кинофильмов, следить за сохранностью фильмов, правильной и бережной эксплуатацией кинофильмов, передаваемых в прокат кинотеатрам. 
Иркутское отделение по прокату фильмов организовано с 1 ноября 1923 года, располагалось на улице Лапина. С начала 30-х годов работали прокатные базы, отделения и агентства во многих городах Иркутской области. 
К концу 20-ых годов XX века кроме кинопрокатной организации и органа управления кинофикации в области стало активно развиваться производство документальной хроники, которая в тот период рассматривалась «как важнейший фактор социалистического строительства…» С кинохроники, окрепшей и развившейся именно к концу 20-ых началу 30-ых годов XX века, начинались многие киностудии страны. Одной из них была Восточно-Сибирская студия кинохроники (тогда она называлась «База хроники Восточно-Сибирского края»). В 1932 году получено оборудование и заканчивалось оснащение в Иркутске кинолаборатории, предназначенной для обработки малометражных фильмов и хроники. 
14 октября 1932 года на экраны кинотеатров г. Иркутска вышел первый номер киножурнала «Восточная Сибирь». В журнал обычно входило от трех до шести сюжетов. 
Сюжет длился на экране от одной до пяти минут, и за эти минуты нередко удавалось рассказать о целой человеческой судьбе, важном событии. Кинохроника, а с ней и кинопроизводство росло большими темпами и развивалось. 
7 февраля 1936 года произошло переименование организации в Иркутскую студию кинохроники. С начала своего создания студия работала в подвале кинотеатра «Художественный» и только в ноябре 1938 года началась реконструкция здания польского костела под студию. 
С наступлением второй мировой войны процесс производства продукции на студии кинохроники не изменился - работали в том же темпе, хотя было крайне тяжело всем в то время. Продолжали выпускать журнал «Восточная Сибирь» и снимать сюжеты. 
В 1944 году от Иркутской студии кинохроники официально работало три кинокорреспондентских пункта в городах Улан-Удэ, Чите и Якутске. 
Расцвет и подъем работы студии пришелся на 50-е – 80-е годы. Операторы и режиссеры студии снимали фильмы и сюжеты киножурналов не только в Восточной Сибири, но и по всему Советскому Союзу и за рубежом. 
1 декабря 1963 года Иркутская студия кинохроники переименована в Восточно-Сибирскую студию кинохроники. 
С 70-х годов Студия базировалась в г. Иркутске, по ул. Мухиной, 2. 
Иркутская область развивалась, мощные промышленные стройки появление новых городов, строительство ГЭС на Ангаре – всё это делало Иркутскую область популярной во всём мире. Иркутская студия кинохроники освещала эти события, сюжеты подготовленные студией, стали также известны в стране. 
В 1974 году началась эпоха строительства БАМа. Открывались возможности по освоению новых природных богатств в Сибири. БАМ стал новой темой для документального кино. Работы иркутских кинодокументалистов всегда вызывали большой общественный резонанс, становились предметом обсуждения в трудовых коллективах и на творческих конференциях. 
80-ые годы XX века изменили документалистику, особенно годы «перестройки». Документалистику этого периода можно назвать кинематографом «быстрого реагирования». Активизируется прежде всего хроникально-репортажные формы. Но эти формы в соперничестве с более оперативным телевидением проигрывали. Проблематика времени требовала проблемного кино. И такое кино создавалось и на иркутской студии кинохроники. 
К концу 80-ых годов ХХ века в области работало более 1500 киноустановок в государственной киносети, более 300 – в профсоюзной и более 100 - в ведомственной. В Иркутске работали 15 муниципальных кинотеатров и 1 областной («Гигант»). 
В 90-е годы начинается резкий спад в популярности кинотеатров, это объясняется многими причинами: активно наступает телевидение, видеомагнитофоны приближают обывателя к домашнему просмотру кинофильмов, число зрителей в кинотеатрах резко падает, снижаются доходы кинотеатров, муниципальный бюджет уже не способен содержать и обслуживать кинотеатры, которые становятся нерентабельными. В киноиндустрии появляются новые технологии: приходят другое изображение, другой звук и другие требования к оснащению кинотеатров. Государственному кино приходит на смену частное предпринимательство.К сожалению, конец 90-ых начало 2000-ых годов знаменитый в свое время киножурнал «Восточная Сибирь» вместо 4-х раз в месяц стал выходить пять раз в год. Постоянные задержки зарплаты, вынужденные простои, болезненное для любого творческого человека ощущение ненужности и невостребованности – вот общий фон 90-ых годов. 
По решению Иркутского областного Совета народных депутатов № 557 от 23 ноября 1988 года Иркутская областная контора по прокату фильмов введена в состав Иркутского областного киновидеобъединения, которое в 1992 году реорганизовано в государственное предприятие «Иркутсккинопрокат». А в 1996 году по Постановлению губернатора Иркутской области государственное предприятие «Иркутсккинопрокат» преобразовано в государственное учреждение культуры «Иркутский областной кинофонд». 
В 2006 году Восточно-Сибирская студия кинохроники преобразована в акционерное общество, а видеоматериалы были переданы в ведение Иркутского областного кинофонда, который с 2005 года располагается по адресу г. Иркутск, ул. Мухиной, 2. В коллекции документальных фильмов сохранились киножурналы «Восточная Сибирь, снятые операторами студии с 1939 года. Эти киножурналы оказались точнейшим и единственным хронографом времени. Одежда, прически, стиль поведения, в каждом кадре живое дыхание времени - целая эпоха. Это бесценные кадры, отражающие жизнь того времени. 
Цели и специфика деятельности « Иркутскоблкинофонда» остались неизменными: содействие сохранению и развитию российской культуры, создание условий для доступа населения к произведениям кинематографии. В статусе государственного учреждения культуры и под названием «Иркутский областной кинофонд» организация кинопроката зарегистрирована 15 апреля 1997 года. Опираясь на традиции прошлых лет, она не только сохранила свои функции, но и внедрила в практику новые формы и методы кинообслуживания зрителей. 
Сегодня Иркутский областной кинофонд ведет работу по трем направлениям: 
1) прокат – отдел по организации регионального проката кинофильмов 
Особое внимание уделяется развитию кинопроката в районах Иркутской области. Отделом по организации регионального проката кинофильмов проводятся многочисленные выездные мероприятия, показы для детей. 
2) показ – отдел по организации кинопоказа - «Дом Кино» 
Кинотеатр «Дом Кино» - это альтернативная площадка, на которой демонстрируются шедевры мирового и российского кинематографа, авангардные и фестивальные ленты, арт-хаус. «Дом кино» - традиционное место проведения международных кинофестивалей, премьер, тематических показов фильмов, здесь проходят мастер-классы и встречи с профессионалами киноиндустрии. «Дом кино» - единственная площадка в Иркутске, где на широком экране можно увидеть интеллектуальное кино, а также непосредственно встретиться с создателями фильмов. Это популярное место встречи образованной публики. В 2013 году, помимо Большого зала на 100 мест, начал действовать Малый зал на 35 мест. В фойе регулярно проходят выставки картин и фотографий начинающих и профессиональных творцов. 
3) производство - отдел по развитию кинопроизводства 
Отдел по развитию кинопроизводства выполняет комплекс работ по изучению, сохранению и систематизации киноархива Иркутской области и Восточной Сибири, запечатлевшего хронику событий в регионе с 1939 года. Помимо этого, кинофонд реализует заказы Министерства культуры РФ по производству национальных документальных фильмов, оказывает платные услуги населению и юридическим лицам. С 2013 года ведутся съемки кинолетописи Иркутской области, каждый сюжет киножурнала «Земля у Байкала» - это короткий документальный фильм.

22 октября
 
В этот день родились:
1990 американский актёр-киновундеркинд Джонатан Липницки
1963 тальянская актриса Валерия Голино
1959 американский актёр, сценарист, драматург и продюсер Тодд Графф
© Иркутскоблкинофонд 2017

Разработано: Icorporate