5 марта5 мартаПьер Паоло Пазолини родился 5 марта 1922 года в североитальянском городе Болонья.Его отец благородного происхождения принадлежал к фашистской партии, но Пазолини всегда был ближе к своей матери, простой крестьянке. То, что он считал себя принадлежащим к низшим классам общества, бросалось в глаза. В его фильмах действие происходит в среде пролетариата, и зачастую актёрами были люди "с улицы". Окончил Болонский университет. Пазолини стал знаменитым задолго до того, как начал снимать фильмы. Он начинал не как режиссёр, а как поэт. Поэзия была его первой любовью, и до сих пор он считается одним из самых известных современных итальянских поэтов. Он начал писать стихи в 17 лет, впервые опубликовался в 19. После окончания школы он переехал в Рим, где начал писать не только стихи, но и прозу. В 1950-е годы получил известность как прогрессивный писатель и поэт. Его первые романы "Бурная жизнь" ("Una Vita Violenta") и "Парни из жизни" ("Ragazzi di Vita") были популярны, но власти посчитали их непристойными. Книга "Бурная жизнь" даже привела его на скамью подсудимых, но до тюрьмы дело не дошло. До начала режиссерской карьеры в 1954-1962 годы Пазолини написал около 15 сценариев, включая "Ночи Кабирии" Федерико Феллини, "Мрачный жнец" Бернардо Бертолуччи, "Бурная ночь" Мауро Болоньини и др. В 1950 году он уехал из Фриули в Рим, где и жил с матерью в полной нищете все пятидесятые. В этот период своей жизни он зарабатывал себе на хлеб тем, что снимался в эпизодических ролях в Синеситте, время от времени брал корректуру и иногда писал сам. К этому времени судьба подарила ему дружбу таких писателей, как Альберто Моравиа и Аттилио Бертолуччи (отца будущего режиссёра Бернардо Бертолуччи, который с восхищением смотрел на Пазолини как на своего учителя). Первый фильм Пазолини как режиссёра — неореалистической драмы «Аккатоне» (1961), основанный на его собственном романе, рассказывал о жизни римских трущоб. Лента задала направленность и сюжетные темы всех его последующих фильмов: религия (её внутренняя сила, продажность и безумие), марксизм и классовая борьба, мифология, чувственность и сексуальность. Кинокритик Дж. Уимп писал, что многие годы пытался понять, в чем исключительность построения фильмов Пазолини. Он утверждал, что фильмы Пазолини скорее визуальны, нежели повествовательны, они состоят из коротких, изолированных эпизодов, которые можно уподобить фотографиям, математических аксиомам или ответам на вопросы из катехизиса. Для достижения такого эффекта Пазолини прибегал к трём основным способам: 1) использование общего плана в сочетании с отсутствием или незначительным действием; 2) статическая неподвижность камеры; 3) участие непрофессиональных актёров. Никто, кроме Пазолини, не умел настолько эффективно использовать в съемках людей "с улицы". Режиссёры, работающие с актёрами-профессионалами, склонны полагаться на показ лиц актёров крупным планом для передачи переживаний с тем, чтобы обеспечить непрерывность действия в фильме. А когда Пазолини показывает лицо молодого крестьянина, пустое, непонимающее и не выражающее никаких чувств, возникает "эффект разрыва", то есть действие в фильме буквально останавливается. Дело не в том, что актёры плохо играют, потому что они не играют вообще. Таким способом Пазолини добивался некой пассивности действия, полного фатализма. Его фильмы словно говорят: "Дело обстоят именно так и с этим ничего нельзя поделать". В 1962 году Пазолини был арестован за участие в съемках фильма "Ro.Go.Pa.G." — поставил остросатирическую новеллу "Овечий сыр", чем вызвал раздражение властей и приговорён к условному заключению. В своих дальнейших киноработах Пазолини, в основном, использовал классические литературные произведения («Евангелие от Матфея», «Царь Эдип», «Декамерон», «Кентерберийские рассказы», «Медея», «Сало, или 120 дней Содома»). После Второй мировой войны Пазолини вступил в коммунистическую партию, откуда через некоторое время был исключён за развращение малолетних,по свидетельству коммунистов. Несмотря на это, он до конца жизни остался убеждённым коммунистом. В начале семидесятых годов XX века Пазолини путешествовал по странам Востока — Ирану, Йемену, Непалу, — чтобы собрать материал для «Трилогии жизни», состоящей из «Декамерона» (1971), «Кентерберийских рассказов» (1972) и «Цветка 1001 ночи» (1974). В этих фильмах Пазолини пытался, по его словам, «противостоять как излишней политизации и утилитаризму левых партий, так и нереальности массовой культуры. Создавать фильмы, где вы можете найти естественное чувство тела, того физического начала, которое было давно утеряно». Трагическая противоречивость творчества Пазолини особенно ярко выражена в его последнем фильме "Сало, или 120 дней Содома" (1975) — экранизации романа маркиза де Сада, действие которого перенесено в последние дни режима Муссолини. Обличая фашистских палачей, режиссёр, однако, сконцентрировал внимание на сценах, проникнутых болезненной эротикой и садистской жестокостью. Неофашисты неоднократно угрожали режиссёру расправой. Пьер Паоло Пазолини был убит при невыясненных обстоятельствах 2 ноября 1975 года в Остии близ Рима. Творчеству Пазолини посвящен документальный фильм "Пазолини: из плоти и крови" (1967, реж. Дж. Б. Соларе) ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
Каннский кинофестиваль:
Победитель в категориях: Лучший сценарий 1958 — "Молодые мужья" Большая специальная премия жюри 1974 — "Цветок тысячи и одной ночи". Берлинский кинофестиваль: Победитель в категориях: Золотой медведь 1972 — "Кентерберийские рассказы" Особая премия жюри 1971 — "Декамерон". Венецианский кинофестиваль: Победитель в категориях: Специальная премия 1964 — "Евангелие от Матфея". |
24 декабря
В этот день родились:
1946 российский актёр, поэт, драматург, режиссёр и телеведущий Леонид Филатов 1937 российский режиссёр и сценарист Виктор Макаров 1908 российская актриса Любовь Добржанская |
||||
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке © Иркутскоблкинофонд 2010 -
2022 | Разработано:
Icorporate
|