14 сентября
Джерми (Germi) Пьетро, итальянский режиссер, сценарист, актер. Учился в Генуэзском морском институте. Переехав в Рим, закончил актерское, затем режиссерское отделение Римского Экспериментального киноцентра. Был ассистентом режиссера А. Блазетти на съемках фильма 'Кулисы', и других режиссеров. Под художественным руководством А. Блазетти снял свой первый фильм 'Свидетель'.
Остросоциологическая направленность его фильмов 'Заблудшая молодежь' (Gioventu Perduta, 1947), 'Во имя закона' (в советском прокате - 'Под небом Сицилии', IlNome Della Legge, 1949), 'Дорога надежды' (Il Cammino Della Speranza, 1950), 'Город защищается' (La Citta Si Difende, 1951), зачастую с элементами криминального сюжета, сделала его заметной фигурой неореализма. В период розового неореализма пережил определенный спад творчества, однако фильм 'Машинист' (Il Ferroviere, 1956) подтвердил его высокое реноме как актера и режиссера. Изменившаяся, с началом итальянского экономического чуда, общественная ситуация в стране не ослабила его интереса к социальной проблематике, ощутимо повлияв на стилистику его фильмов - свойственный неореализму пафос уступил место полутонам психологических коллизий. Его криминальная драма 'Проклятая путаница' (Un Maledetto Imbroglio, 1959) оказалась едва ли не каноническим образцом лишь прививавшегося тогда в Италии черного фильма.
Вернувшись к материалу Сицилии нового десятилетия, выявил в себе остросовременный дар комедиографа. Его лучшие сатирические комедии 'Развод по-итальянски' (Divorzio All'italiano, 1962) и 'Соблазненная и покинутая' (Sedotta E Abbandonata, 1964) дали старт направлению 'комедии по-итальянски', получившему повсеместное признание. И хотя эта тенденция очень быстро, почти полностью была полонена коммерческим кино, Джерми от этой волны резко отстоял. Его комедия 'Дамы и господа' (Signore E Signori, 1966) сохраняла черты индивидуального стиля и вкуса режиссера. Лирическая комедия 'Серафино' (Serafino, 1968), в которой явственно ощущалась ностальгия по неореализму, была небезуспешной попыткой создания фольклорного образа итальянского простолюдина.
Его последние фильмы начала 1970-х по-прежнему отмечены высоким профессионализмом и разножанровостью, хотя и не превосходят художественного уровня прежних фильмов. Начатый им фильм 'Мои друзья' (Amici Miei, 1975) из-за смерти автора был закончен режиссером Марио Моничелли. Джерми снимался в собственных фильмах и в фильмах других режиссеров. Был соавтором сценариев своих картин и фильмов других режиссеров.
1945 СВИДЕТЕЛЬ / IL TESTIMONE режиссер, соавтор сценария
1947 ЗАБЛУДШАЯ МОЛОДЕЖЬ / GIOVENTU PERDUTA режиссер, соавтор сценария
1949 MAFIA режиссер, соавтор сценария
1950 ДОРОГА НАДЕЖДЫ / IL CAMMINO DELLA SPERANZA режиссер, соавтор сценария
1951 ГОРОД ЗАЩИЩАЕТСЯ / LA CITTA SI DIFENDE режиссер, соавтор сценария
1952 IL BRIGANTE DI TACCA DEL LUPO режиссер, соавтор сценария
1952 LA PRESIDENTESSA режиссер, соавтор сценария
1953 GELOSIA режиссер, соавтор сценария
1954 AMORI DI MEZZO SECOLO режиссер, соавтор сценария
1956 МАШИНИСТ / IL FERROVIERE режиссер, сценарист, исполнитель
1957 L'UOMO DI PAGLIA режиссер, соавтор сценария, исполнитель
1959 ПРОКЛЯТАЯ ПУТАНИЦА / UN MALEDETTO IMBROGLIO режиссер, соавтор сценария, исполнитель
1962 РАЗВОД ПО-ИТАЛЬЯНСКИ / DIVORZIO ALL'ITALIANO режиссер, сценарист
1962 LOVEMAKERS исполнитель
1964 СОБЛАЗНЕННАЯ И ПОКИНУТАЯ / SEDOTTA E ABBANDONATA режиссер, сценарист
1966 ДАМЫ И ГОСПОДА / SIGNORE E SIGNORI продюсер, режиссер, сценарист
1967 L'IMMORALE режиссер, соавтор сценария
1968 СЕРАФИНО / SERAFINO режиссер, соавтор сценария
1971 LE CASTAGNE SONO BUONE режиссер, соавтор сценария
1972 АЛЬФРЕДО, АЛЬФРЕДО / ALFREDO, ALFREDO режиссер, соавтор сценария
1975 МОИ ДРУЗЬЯ / AMICI MIEI соавтор сценария
Лаурят Берлинского кинофестиваля в номинации 'Драмы за 1951 год
Премия 'Оскар' в номинации 'Оригинальный сценарий' за 1962 год
Лаурят Каннского кинофестиваля в номинации 'премия за комедию за 1962 год
Лаурят Каннского кинофестиваля в номинации 'программа фильмов Италии за 1966 год