НЕБАЛАГАННОЕ КИНО
- Алексей, немецкое кино очень специфическое. Оно рассчитано на особого зрителя? - Почему специфическое? Просто это качественное кино. Закончилась эра борьбы европейского кинематографа с американским. В итоге ниша коммерческого кино полностью оказалась занята Голливудом. Некоторые отдельные кинематографические успехи есть разве что у французов, благодаря Люку Бессонну, а также фанатичной установке французского государства на поддержку своей киноиндустрии. Остальные европейские страны остались на территории не развлекательного кино, но никакого особого зрителя для их фильмов не требуется. Кстати, у немецкого кино кроме стандартного голливудского коктейля есть ещё ингредиенты, которые современный зритель почему-то отвык видеть в фильмах. - Какие, например? - Например, проблемы человеческих взаимоотношений, но не с перевесом в развлекательную сторону, а такой серьёзный, вдумчивый разговор. Так, вопросы интернациональности, космополитизма очень интересно отражены в фильмах немецкого кинорежиссёра турецкого происхождения Фатиха Акина. Его работой в этом году открывались Дни немецкого кино в Иркутске, это лента «Душевная кухня». В голливудских фильмах тема «дружбы народов» представлена очень слабо. А вот немцев данная проблематика интересует, как впрочем и россиян, являющихся жителями многонациональной страны. Кроме того, Фатих Акин не отказывается и от развлекательной составляющей, поэтому его «Душевная кухня» легко воспринимается зрителем. Безусловно, украшением нынешних Дней немецкого кино является картина «Четыре минуты» - один из пяти самых важных немецких фильмов ушедшего десятилетия. Данная картина очень отличается от современного блокбастерного формата, это настоящее большое кино. Как принято теперь говорить, «must see» (необходимо увидеть - англ.), то есть обязательно к просмотру каждому. - Как вы относитесь к таким ремарочкам вроде «must see»? Вас не смущают рекомендации вроде – «100 книг, которые должен прочесть каждый», «10 фильмов, которые нужно посмотреть»? - В нынешнюю эпоху массовой культуры подобные списки помогают сориентироваться не всегда просвещенному читателю, зрителю, слушателю. - Известный кинокритик Андрей Плахов утверждает, что кинокритика бесполезна в продвижении блокбастеров. А в чем тогда задача кинокритики, на ваш взгляд? - На эту тему существует много теорий. Я думаю, критика позволяет связать воедино то, что смотрит зритель с общечеловеческими проблемами, с существующими идеями в области культурологи и философии; дает возможность сделать более целостной картину восприятия жизни. Конечно, важна роль критики и в профессиональной оценке фильма. Если хотите, это отбор кино для завтрашнего дня. Кинокритики руководствуются большим числом параметров при оценке фильма, они не ограничиваются одним кассовым успехом ленты. - Какие это критерии? Что отличает профессиональную кинорецензию? - В рецензии, как правило, оцениваются оригинальность авторской идеи, целостность произведения, работа режиссера, оператора, актеров. Помимо этого, отражается, насколько грамотно в фильме использованы выразительные средства… - Скучнейшее чтение получается. - Никто из критиков четко по пунктам рецензии не пишет. Задача кинорецензии проинформировать зрителя, может быть, заострить внимание на каких-то отдельных моментах. - Франсуа Трюффо говорил: «Достаточно выпить рюмку с режиссером, чтобы потом, когда выйдет его, не понравившийся тебе фильм, ты оказался перед дилеммой - проявить хамство или совершить подлость». Вы что выбрали бы? - Не хотелось бы оказаться перед таким выбором. Сейчас модно писать разгромные рецензии, они вызывают больше отклика у читателей, гарантируют широкую аудиторию в Интернете. Я же считаю, что нужно соблюдать баланс: рассказать не только о недостатках фильма, но и о достоинствах. Порой, чтобы их разглядеть приходится встать на точку зрения режиссёра, но плюсы есть в любом кино. - А «попкорновый» кинематограф убивает кино как искусство? - Не думаю. Это просто форма, которая закрепилась за развлекательным кино. Печально, что ровно через сто лет мы вернулись к тому, с чего все начиналось. На заре своего становления кино было частью балаганного представления. Сейчас оно опять носит аттракционный характер. Но с другой стороны, в условиях масскульта кино обеспечило себе этим выживание. Возможно, через лет 10 появится новый зритель, который захочет другое кино, соответственно развлекательные, блокбастерные формы предстанут быть востребованными. - Огромная популярность «Гарри Поттера», «Сумерек», «Аватара» и прочих сказочно-мистических сюжетов даже у взрослых людей, это признак инфантильности зрителей? Бегство от реальности? - Пожалуй, такие фильмы свидетельствуют об инфантилизме и скрытой депрессивности современного человека. Вроде бы «жить стало лучше, жить стало веселее», как говорил Иосиф Виссарионович. Но в то же время за внешней веселостью и благополучием прячется депрессия, которая находит выход через любовь к мрачной романтике, порой кому-то кажущейся однообразной и примитивной. Кино, в том числе коммерческое, является отражением умонастроений общества. - Российский кинематограф вслед за американским погнался за кассой. Многие лучшие традиции советского кино были забыты. А сейчас у нас есть режиссеры, которые могут заложить основу качественного отечественного кино? - Конечно. Андрей Звягинцев, Иван Вырыпаев - представители новейшей волны российского кинематографа. - Вы двух этих режиссеров ставите в один ряд? - Да. Они ярче всех остальных. Есть еще с десяток имен, в том числе в коммерческом кино. Джаник Файзиев, Тимур Бекмамбетов. Последний очень хорош именно в создании блокбастеров, где нужна выдумка, фантазия, зрелищность. Думаю, работы этих режиссеров будут пересматривать, потому что их фильмы - свидетельства той эпохи, которую мы прожили в 1990-х и 2000-х годах. А станут ли они создателями нового отечественного кинематографа, не знаю. Судя по недавно вышедшему фильму «Шпион», про российское кино можно сказать с уверенностью лишь то, что его неотъемлемой частью является тяжеловесность. Даже когда пользуются коротким клиповым монтажом, даже когда пытаются делать экшн, все равно «железная поступь командора» ощутима в каждых десяти минутах фильма. Кстати, подобной тяжеловесности в советском кино не было, то есть это такое «новорусское» приобретение. |
22 ноября
В этот день родились:
1966 французская актриса Анн Броше 1963 исландский актёр Ингвар Эггерт Сигурдссон 1961 американская актриса Мэриел Хемингуэй |
||||
Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке © Иркутскоблкинофонд 2010 -
2022 | Разработано:
Icorporate
|