Для тех, кто не видел знаменитую трилогию режиссера Годфри Реджио «Койяанискаци» (1983), «Повакаци» (1988) и «Накойкаци» (2002) на музыку гениального композитора Филиппа Гласса, «Самсара» Рона Фрике способна стать настоящим откровением, поскольку подобных по формату картин вообще не так уж много в мировом кинематографе. Бесстрастное визуальное повествование, без единого комментария показывающее жизнь на Земле, подталкивает зрителя к неизбежным выводам о том, что человечество за миллионы лет так и не научилось гармоничному существованию на собственной планете. Авторы не дают ни ответов, ни советов — каждый зритель должен сам найти их в себе, и в этом есть какая-то страшная правда.
В этом смысле «Самсара» является если не подражанием, то некоторым продолжением темы, заявленной Годфри Реджио. Тем более что сам Рон Фрике работал над первыми частями трилогии, но затем пошел своим путем в попытках понять этот мир в его глобальном масштабе. В своей картине «Самсара» 2011 года он предлагает свою версию происходящего.
«Самсара» (или более привычное «сансара»), как известно, понятие в первую очередь религиозное, имеющее отношение к индийской философии и некоторым духовным практикам. С санскрита слово переводится как «вечное колесо жизни» и в примитивном толковании означает бесконечную череду перерождений, которую каждая душа должна преодолеть, чтобы стать по-настоящему свободной. И не менее, а может и более важным в этом контексте оказывается понятие кармы, согласно которому каждому человеку воздается по делам его. В фильме Рона Фрике этот «каждый человек» вырастает до размера человечества, а круг сансары — в историю существования всех людей на Земле. Все мы знаем, что живем неправильно, но пора уже что-то сделать, чтобы выйти из этого порочного круга — вот, пожалуй, главная мысль «Самсары».
Когда смотришь эту по истине величественную картину, с трудом веришь, что в ней не использована компьютерная графика, к которой уже так привыкли приученные Голливудом глаза. Однако Рон Фрике — документалист, а потому снимает только натуру, и притом уникальную, такую, которой почти никто не видел. Не зря съемочная группа за пять лет объездила 25 стран — собрать такой отменный материал в одном фильме и особенно в таком порядке до этого не приходило в голову никому. Красивейшие древние храмы перемежаются здесь с современными мегаполисами, девственные леса — с мировыми свалками, шикарные поселения Дубая — с трущобами нищих кварталов Китая, виды извергающегося вулкана — с песками пустыни. Все это производит действительно потрясающее впечатление, особенно учитывая то, что картина снята на 70-миллиметровую пленку и создана специально для того, чтобы демонстрироваться на большом экране.
Впрочем, ее прокатная судьба в России оказалась не слишком уж удачной. Несмотря на то, что премьера фильма состоялась еще в 2011 году, до отечественных кинотеатров он добрался лишь нынешней весной и оскорбительно маленьким (всего пять копий!) тиражом. Естественно, в Иркутске об этом во всех отношениях достойном фильме практически никто ничего не слышал, и лишь киноманы отыскивали его в интернете. Однако с 26 числа у иркутян появится уникальная возможность посмотреть картину на действительно большом экране: один показ пройдет в Драматическом театре им. Охлопкова, позже «Самсару» будут демонстрировать в Доме кино и КДЦ «Художественный».
АРГУМЕНТЫ НЕДЕЛИ от 26 СЕНТЯБРЯ 2013 года. Автор статьи Антон Кокин