Иркутский дом кино с прошлой недели начал показ остросоциальной драмы «За Маркса…» авангардного режиссера Светланы Басковой. Фильм, наделавший немало шума на последнем «Кинотавре» и представлявший Россию на Берлинском кинофестивале, копируя язык советского кинематографа, рассказывает о современном профсоюзном движении, призывая заводских рабочих бороться за свои права. Прокату в Иркутске предшествовал премьерный показ с обсуждением картины зрителями при участии режиссера, которая связалась с домом кино по скайпу.
Спор, возникший на обсуждении, по ощущениям, эмоций вызвал даже больше самого фильма. Даже удивительно, с какой легкостью картина Светланы Басковой разделила на два враждующих лагеря свою аудиторию. Не успело начаться обсуждение фильма, вопреки просьбам организаторов не переводить разговор в политическое русло, молодые люди из движения «Другая Россия» пообещали, что как только придут к власти, расстреляют всю «либеральную публику», которой не понравился этот фильм.
Мнения были разными: одни утверждали, что заводские рабочие в картине Светланы Басковой выглядят ненатурально, поскольку, вместо того чтобы материться и пить водку, говорят хорошим литературным языком, играют в шахматы и смотрят в киноклубе фильмы Годара; другие кричали о том, что пусть те, кто не верит, сходят на завод, и Баскова правильно делает, что героизирует рабочий класс. Сама же режиссер призналась, что снимала фильм для русского народа и упомянула в названии Маркса только для того, чтобы напомнить его мысль о том, что человек труда — это хорошо, а человек-эксплуататор — это плохо.
Для Светланы Басковой вскрывать больные темы российского общества дело привычное. Так, в самой известной своей картине «Зеленый слоник» 1998 года, снятой на любительскую камеру, она препарировала проблемы российской армии языком трэша. Шокирующая маргинальная лента, которую почти невозможно досмотреть до конца — настолько она омерзительна по визуальному ряду, тем не менее удостоилась самых серьезных откликов в профессиональной среде из-за своих сложных метафор и гуманистического посыла. Примерно такими же по стилистике были ее последующие картины «Пять бутылок водки» (о русском пьянстве), «Моцарт» (о бездарях и талантах), «Голова» (о бандитизме). Впрочем, главной темой режиссера, проходящей через все ее фильмы, остается болезненный переход русского народа от советской политической системы к капиталистической. Ее герои не могут найти себя в новой России, утратившей гуманистические идеалы.
Новая картина Басковой «За Маркса», в сущности, говорит об этом же, но на другом примере. При этом фильм получился самым «вегетарианским» из всех предыдущих — здесь по крайней мере нет расчлененных трупов, нескончаемого потока ненормативной лексики, гомосексуальных актов и экскрементов, показанных крупным планом. (Даже своего любимого актера Сергея Пахомова Баскова в этот раз показывает голым всего несколько секунд.) Собственно, поэтому картина и попала в кинотеатры, хоть и в ограниченный прокат.
Речь в фильме идет о поисках правды рабочими сталелитейного завода, которым урезают зарплату и увольняют с работы. С целью добиться справедливости они организуют независимый профсоюз, проводят митинг и собираются устроить забастовку. Однако руководство предприятия подавляет смуту самым кардинальным способом — физически устраняя зачинщиков.
Но самой интересной оказывается стилистика, выбранная режиссером. Картина снята по канонам советского кино, копируя не только язык диалогов и мизансцены, но особенности жанра производственной драмы. Все здесь сознательно сделано прямолинейно и в лоб: зрителю не нужно объяснять, где хорошие, а где плохие, потому что однозначность полюсов очевидна и буквально кричит с экрана.
Так, например, директор завода (эта роль досталась еще одному постоянному актеру Басковой Владимиру Епифанцеву), чтобы повысить собственный престиж в глазах западных партнеров, намерен собрать коллекцию современного искусства, для чего просит своего помощника вывести из оборота предприятия три миллиона долларов, дабы участвовать в аукционе в Лондоне. В это же время на заводе по его приказу урезают зарплаты и сокращают рабочих, а как только он узнает о готовящейся смуте, прямым текстом приказывает уничтожить мятежников. С другой стороны — рабочие, обычные российские мужики, которые не матерятся и не пьют, а играют в шахматы, цитируют письма Белинского, смотрят фильмы Годара и разбираются в принципах театра Брехта. Таким образом, большую часть времени на экране демонстрируется самая настоящая комедия, отдающая то ли сюрреализмом, то ли театром абсурда, так что серьезным посылом режиссера, который начинает диктоваться прямым текстом лишь к концу фильма, проникнуться просто не успеваешь. И в результате просто не понимаешь, каково на самом деле отношение к этой проблеме у Светланы Басковой. Вот она сама после просмотра картины на экране, сидя в Москве, посредством видеосвязи уверяет, что всей душой болеет за рабочих, но только что отсмотренное убеждает в обратном: этот фильм снят не горячим сердцем, а холодным умом.
Тимофей Сундуков, «Восточный формат » 9 апреля 2013
http://kommersant-irk.com/razdvoenie-obshhestva/