Версия для слабовидящих

«Люди смотрят кино, значит, всё хорошо»

«Люди смотрят кино, значит, всё хорошо»

«Человек – существо прекрасное»

За час до открытия XI Международного кинофестиваля «Человек и природа» на сцене драматического театра им. Охлопкова заканчивались последние приготовления. В это время в зеркальном зале театра журналисты ждали на короткую пресс-конференцию президента фестиваля Сергея Мирошниченко, председателя жюри Виктора Косаковского и министра культуры Иркутской области Виталия Барышникова. Гости, ещё не успевшие прийти в себя после перелёта, задерживались. Первым появился режиссёр Виктор Косаковский и буквально с порога заявил, что немного боялся сюда лететь, находясь под впечатлением от плохой екатеринбургской погоды. «Там дожди, холод, а здесь у вас прекрасно, как всегда», – сказал он.

В Иркутск Виктор Косаковский привёз свой уже успевший стать знаменитым фильм «Да здравствуют антиподы!», который открыл фестивальную программу. Организаторы планировали показать его ещё в прошлом году, однако по «не зависящим от автора обстоятельствам» сделать это удалось только сейчас. За минувшее время документальное кино, съёмки которого проходили в Аргентине, Чили, Новой Зеландии, Ботсване, на Гавайях, а также на Байкале, успели увидеть во многих странах мира, но только в России фильм до сих пор не вышел в прокат. Премьера картины состоялась год назад в Москве, после этого ленту увидели жители Новосибирска, а буквально несколько дней назад – Екатеринбурга. Иркутск – четвёртый город.

– Но здесь должен быть показан в первую очередь, потому что тут он снимался, – уверен Виктор Косаковский. По словам автора, «Антиподы» – лента не совсем документальная в привычном смысле слова. «Я пришёл к мысли, что когда вы смотрите кино про дельфина, вы не думаете, новозеландский он или аргентинский, вы его воспринимаете просто как существо, природный вид», – говорит он. И тут же приводит сравнение с людьми, которые друг друга не воспринимают просто как вид, а обязательно подразделяют – русский, китаец или индус.

– И тогда я попробовал сделать фильм именно про человека как существо, – рассказывает режиссёр. – А поскольку я много путешествую по миру, в процессе съёмок я пришёл к приятному открытию, что человек в оригинале существо прекрасное. Это только потом, когда мы собираемся в группы, мы становимся не очень приятными.

Однако закончить мысль о прекрасном в человеке Виктор Косаковский не успел. Помахав журналистам на прощание blu-ray диском с фильмом, он так же стремительно, как и появился, умчался настраивать его трансляцию через проектор.

Слово взял появившийся следом за Косаковским режиссёр Сергей Мирошниченко. Для него пятница также оказалась днём премьеры. Вечером 5 октября в Иркутском Доме кино показывали его фильм-сериал «Рождённые в СССР: 28 лет спустя», одна из героинь которого, иркутянка Рита, родилась и выросла в Листвянке. К экологической тематике его фильм имеет самое прямое отношение, так как не просто рассказывает о поколении людей, родившихся в период распада Советского Союза, но и показывает, как они пережили колоссальный технический скачок, который произошёл за эти годы. По мнению режиссёра, после «краха общества социальной справедливости» это второе столь сильное по-трясение, которое им пришлось пережить. «Поэтому ребята, которые не сломались, выдержали, это очень сильные люди, – объясняет Мирошниченко. – Нашему поколению выдержать то же самое было бы гораздо сложнее. Так что, надеюсь, это поколение не будет таким эгоистичным, как наше. Мы слишком эгоистично живём: за счёт других людей, предыдущих поколений, природы».

Из жизни китайских деревень

Впрочем, в конкурсную программу фестиваля ленты Мирошниченко и Косаковского не вошли. Но и без этих картин зрителям было что посмотреть. В общей сложности из поданных на фестиваль 116 фильмов из 27 стран мира было отобрано 16 лент из Австрии, США, Германии, Испании, Израиля, Японии, а также шесть российских фильмов. Здесь история о дружбе арабского подростка и дельфина, фильм про таяние арктических ледников, документальное свидетельство последствий трагедии на Фукусиме, рассказ о структуре вакуума и покорителях Северного полюса и другие. Увидеть их в течение трёх дней фестиваля можно было сразу на четырёх площадках: в драмтеатре им. Охлопкова, кинотеатре «Художественный», Доме кино, а также кафе «Белая ворона».

Кроме того, была сформирована и обширная внеконкурсная программа, состоящая из фильмов, которые немного не дотянули до того, чтобы попасть на рассмотрение жюри. Тематика всех лент, по словам организаторов фестиваля, из года в год практически не меняется, отличаясь лишь в деталях. «Познавательно, интересно, иногда ново», – примерно так охарактеризовала большинство фильмов член отборочной комиссии Марина Филатова. Но тут же уточнила, что отдельные темы режиссёры стали поднимать чаще. «Например, стало приходить больше фильмов о том, как трудна жизнь людей в китайских деревнях: в этом году на конкурс было подано три таких фильма, в прошлом году – два, три года назад – один», – рассказала она.

При этом некоторые качественные картины вполне могли на фестиваль не попасть. По словам Сергея Мирошниченко, в этом году организаторы приобретали право на показ примерно шести фильмов, вошедших в фестивальную программу. Перечислять их названия он не стал, сказав лишь, что суммы были не катастрофические. «К нам отнеслись гуманно», – отметил он. И пояснил, что приобретение права на показ является нормой для большинства международных фестивалей. «Когда мы этого не делали, программа была ужасающая», – резюмировал он.

В итоге всё это добавило происходящему эксклюзивности. Большинство лент можно было увидеть исключительно во время показов в дни фестиваля. Некоторые картины, по словам организаторов, приехали в Иркутск буквально ради одного сеанса, после чего авторы увезли их обратно.

Остаться в живых

Итоги фестиваля стали известны в понедельник, 8 октября. Награды на сцене драматического театра им. Охлопкова были вручены в пяти номинациях. Лучшей картиной фестиваля, получившей гран-при, была признана работа российского режиссёра Алексея Вахрушева, в которой он рассказывает о 72-летнем оленеводе Вуквукае, живущем в сердце чукотской тундры. По словам Виктора Косаковского, жюри было единодушно, что это лучшая лента нынешней фестивальной программы.

– Даже не знаю, как им удалось снять такой высококачественный материал в столь экстремальных условиях и ещё остаться живыми, – искренне удивился один из членов жюри, режиссёр и сценарист Евгений Соломин. – И то и другое могло произойти только благодаря тому, что режиссёр этого фильма уже снимал на Чукотке и имеет большой опыт работы и выживания в таких тяжёлых условиях.

Кстати, сам Алексей Вахрушев на вручение премии приехать не смог. «Он сейчас снова на съёмках там же, где и был, – на Чукотке, – объяснил Сергей Мирошниченко. – Туда очень сложно добираться, поэтому он и не смог выбраться».

Также был отмечен фильм «Заговор лампочки» испанского режиссёра Козимы Данноритцер, который был признан лучшим научно-популярным фильмом и одновременно получил приз СМИ-сообщества. Приз общественного признания получила картина Карла Фехнера «Четвёртая революция. Автономная энергия» (Германия), приз зрительских симпатий – лента Андрея Макаренкова и Елены Егорычевой «Полярный сталкер», а молодёжное жюри фестиваля отметило фильм Джеффа Орловски «Ускользающий лёд» (США).

Ещё в двух номинациях – «Лучший документальный фильм» и «Лучший фильм для детей», в которых членам жюри так и не удалось найти компромисс, призы в итоге решено было не присуждать. «Таким образом мы хотели сказать фестивалю: не забывайте документалистику», – пояснил Виктор Косаковский. И посоветовал организаторам в будущем уделить больше внимания отбору фильмов.

– Отборщик – одна из ключевых фигур здесь, – объяснил он. – Крупнейшие мировые фестивали платят им большие деньги. И потом эти люди звонят, к примеру, мне четыре раза в год, спрашивают: «Как дела? Что ты делаешь? А ты уже снял фильм?» То есть они следят за тобой, всегда знают, чем ты занят. Потому что между фестивалями идёт борьба: они хотят тебя украсть, чтобы первыми показать у себя твой фильм. Поэтому я посоветовал бы фестивалю пригласить суперпрофессиональных людей в отбор, а в остальном – люди смотрят кино, значит, всё хорошо.

Все эти пожелания Сергей Мирошниченко пообещал учесть в ходе подготовки к следующему фестивалю «Человек и природа», который пройдёт осенью 2013 года. Поделился он и планами относительно своего дальнейшего участия в проекте. Так, режиссёр рассказал, что уже пытался проводить переговоры, сможет ли в следующем году возглавить фестиваль кто-то другой. «Потому что как раз в это время у меня будут очень тяжёлые съёмки, а я привык отвечать за то, что я делаю», – объяснил он. Впрочем, пока искать нового президента организаторам фестиваля не придётся. «Я посмотрел в глаза молодых, – рассказал Сергей Мирошниченко, – а они так внимательно на меня смотрели, и понял, что их нельзя бросать. Они должны встать на ноги и стать сильными».

Кроме того, он выразил надежду, что со временем и на Байкале появятся молодые талантливые сценаристы и режиссёры, которые будут делать хорошее документальное кино. «Думаю, нигде в Сибири нет места лучше для студии, снимающей фильмы о природе, чем здесь, – объяснил Мирошниченко. – Тут есть Байкал, есть реки, ещё сохранились дикие животные и, самое главное, есть люди». 

Татьяна Постникова, ВСП от 11 октября 2012 года

Назад к публикациям
23 ноября
 
В этот день родились:

1966 французский актёр Венсан Кассель
1938 российский актёр Борис Аракелов
1927 российский актёр Анатолий Адоскин
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке


© Иркутскоблкинофонд 2010 - 2022 | Разработано: Icorporate