Версия для слабовидящих

Шолохов-Бондарчук. Судьба человека

Шолохов-Бондарчук. Судьба человека

Здравствуйте, дорогие читатели! Мы продолжаем нашу рубрику «Смотрим читая» и в этот раз мы поговорим об очень значимом и тяжёлом произведении под названием «Судьба человека», за авторством Михаила Шолохова. «Судьба человека» сравнительно небольшой рассказ, который, при желании, можно прочитать залпом. Впервые он был опубликован в газете «Правда», в новогоднем выпуске за 1 января 1957 года.

Тогда после Великой Отечественной Войны прошло ещё совсем мало времени, и трагедия всё ещё была жива в воспоминаниях многих людей. Поэтому неудивительно, что основанный на реальных событиях рассказ стал популярным. Весной 1946 года Шолохов на охоте встретил человека, с которым разговорился, а позднее взял его жизненную историю и заложил в основу рассказа. Однако написал он его далеко не сразу, а спустя долгих десять лет и всего за шесть дней.

История повествует нам о том, как простого советского шофёра Андрея Соколова и его семью разлучает война. Андрею приходится уйти на фронт, откуда попадает в плен и переживает все мыслимые ужасы нацистского концлагеря. Как видно уже по синопсису, рассказ очень точно бил во все болевые точки пострадавшего от войны советского народа и потому быстро снискал славу.

судьба человека (2).jpg

Так что удивительно быстро, всего спустя два года, на киноэкраны выходит одноимённая экранизация. Причём поставил её не абы кто, а в будущем оскароносный Сергей Бондарчук. Однако, работа над «Судьбой человека» была для него дебютной, так что от успеха фильма напрямую зависела его будущая карьера кинематографиста.

Сюжетно экранизация почти дословно следует букве оригинала, так что интересна она с немного другой точки зрения. «Судьба человека» — это картина во многом определившая, как будет выглядеть большинство советских фильмов о Великой Отечественной Войне в будущем.

Бондарчук уловил главный посыл рассказа Шолохова — это был не рассказ о героических подвигах и превозмогании, а настоящая грязная и откровенная изнанка войны. Не романтизированное изображение человека на войне. Поэтому и картинка в фильме лишена всяческого кинематографического лоска, а порой и вовсе выглядит по-настоящему грязно. После просмотра картины не создаются ощущения радости и праздника победы. Скорее наваливается непомерная грусть за все потерянные на войне жизни.

судьба человека (3).jpg

Вот только несмотря на стремление показать войну и людей на войне без прикрас, дебютант Бондарчук очень тонко чувствовал негласную и невидимую грань. Ведь нельзя выставлять бойцов страны-победителя как полностью сломленных людей, так что периодически всё равно проскальзывает излишний лоск художественного вымысла.

Очень интересная ситуация получилась с актёром, который исполнял роль главного героя рассказа — Андрея Соколова. Его Сергей Бондарчук решил сыграть самостоятельно, чтобы полностью сохранить контроль над производственным процессом своей картины. Учитывая всё вышесказанное, фильм «Судьба человека» получился скорее компромиссом между советской официозностью страны-победителя и «окопной» правдой, которую обычно оставляли за кадром.

Если рассматривать картину как экранизацию рассказа, то она заслуживает всяческих похвал. У режиссёра получилось не только мастерски передать чувства и настроение рассказа, но и основной посыл, а также идею. У тандема сценаристов Юрия Лукина и Фёдора Шахмагонова вовсе получилось очень точно и практически дословно перенести рассказ в форму киносценария.

судьба человека (4).jpg

Что же лучше: прочитать короткий рассказ или посмотреть короткий, всего полтора часа, фильм? Пожалуй, это первый раз когда можно сказать абсолютно точно — оба произведения настолько тонко дополняют друг друга, что здесь просто необходимо как прочитать рассказ, так и посмотреть экранизацию. Ни то, ни другое у вас много времени не отнимет. Зато как только вы с ними ознакомитесь, то получите на удивление стройный и гармоничный симбиоз двух совершенно разных искусств.


 

28 марта
 
1964 (47 лет) - Лондонский Музей восковых фигур мадам Тюссо объявил, что члены группы "Битлз" станут первыми рок-музыкантами, чьи фигуры появятся в экспозиции музея.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке


© Иркутскоблкинофонд 2010 - 2022 | Разработано: Icorporate