Версия для слабовидящих

Лицом к лицу — и разглядеть лицо!

Pfyeccb.jpg

Начала пресс-конференцию и. о. председателя облкинофонда Ольга Милютина:

— Областной кинофонд много внимания уделяет популяризации авторского, интеллектуального кино. Мы часто проводим фестивали зарубежных фильмов — французских, немецких, польских. И этот фестиваль и приезд уважаемого Кшиштофа Занусси в Иркутск мы начали готовить еще осенью прошлого года. На фестивале мы покажем фильмы разных лет, разных жанров — комедии, драмы, мелодрамы; оговорюсь также, что это фильмы, разрешенные к показу на территории России.

Организаторы нынешнего фестиваля — Генеральное консульство Республики Польша в Иркутске и, как вы уже поняли, Иркутский областной кинофонд, генеральный партнер фестиваля — компания «Белла — Сибирь».

Генеральный консул Польши Марек Зелиньский, представляя гостя, назвал его человеком европейского, даже мирового формата: своими фильмами он известен на всех континентах, он часто работает в составе жюри многих кинофестивалей, он – основатель одной из главных киношкол Польши, профессор…

— Но встреча с ним интересна еще и потому, что через него мы выходим на путь моральных, нравственных размышлений о судьбе и предназначении человека, о сегодняшней жизни общества, — подчеркнул Марек Зелиньский.

Картина, которой открывается фестиваль, — это шедевр, несмотря на то, что снята она в 60-е годы прошлого века, когда ее автору, молодому Кшиштофу Занусси, было всего 29 лет. Но уже тогда было ясно, что перед нами — то, что мы стали называть авторским кино, говорит Марек Зелиньский. Кстати, Кшиштоф Занусси — не только кинорежиссер, но и сценарист, а порой и писатель, он пишет и ставит пьесы, то есть, иными словами, — художник широкого диапазона, работающий в разных областях, в разных видах искусства. А если учесть, что он владеет несколькими европейскими и неевропейскими языками, то… можно сказать, что для министерства культуры и министерства иностранных дел Польши он — настоящая «палочка-выручалочка», и ему, зрелому мастеру, не раз приходилось представлять культуру и искусство Польши за рубежом. «Вот такой у нас известный, знаменитый гость, с которым я имею честь вас знакомить», — добавляет Марек Зелиньский.

Отвечая на вопросы журналистов, Кшиштоф Занусси заговорил приятным басом:

— История наших стран, наших народов была сложная, не всегда гладкая, но когда я увидел Сибирь — она меня буквально увлекла. Мне приходится много путешествовать — только в этом году я дважды побывал в Соединенных Штатах, в Шри-Ланка плюс европейские поездки… Путешествие к вам в Сибирь — это восемь часов ночного полета, в моем возрасте (а мне 72 года, почти 73) не так легко, но я выдержал. А вообще я уже во второй раз в вашем городе — был здесь лет 19—20 назад, и теперь я вижу: это уже не тот город, не та реальность…

Говоря о себе, гость поведал, что изначально он изучал физику, затем философию в университете в Кракове, и не марксистско-ленинскую, а — «нормальную», не идеологизированную философию.

— Физик — моя первая профессия; философия — не профессия, а, скорее, склад характера… Я занимался многими вещами в жизни… И чем дальше, тем больше чувствую, что времени всегда мало и двигаться надо с ускорением, а заниматься только тем, что интересно, что полезно. Именно поэтому я занимаюсь, прежде всего, кино… И театром… И немножко эссеистикой… И читаю лекции в нескольких странах… А после падения коммунизма был назначен в Польше членом наблюдательного совета по Агентству иностранных инвестиций — для меня это было чистой экзотикой: зачем мне, режиссеру, заниматься зарубежными инвестициями? Но видимо, оттого, что я владею несколькими языками и у меня много знакомств в мире, мне и приходится этим всем заниматься. Я и сейчас много езжу по миру с разными лекциями — рассказываю о жизни, о кино. Много лет назад назначен членом папской комиссии по культуре в Ватикане — тоже достаточно экзотическая задача. Опыт общения с Ватиканом — своеобразный опыт…

Кто я по происхождению? Моя семья приехала из Италии, и у меня итальянская фамилия, есть итальянские родственники, продолжает Кшиштоф Занусси. Иногда меня, стесняясь, спрашивают: а итальянские холодильники и стиральные машины имеют к вам отношение? Да, имеют. Этим занимаются мои родственники, с которыми мы дружны и которые постоянно удивляются: как можно жить по эту сторону Альп? Они считают, что мир кончается за Альпами, а там, дальше, — уже варвары, там страшно… Я заметил, что и мы сами в Европе немножко так же смотрим на Урал: а как можно жить за Уралом? Но вот — вы же живете! (Все смеются). А я, в свою очередь, удивляюсь: как можно заниматься холодильниками? А вот, оказывается, можно.

— По каким критериям, параметрам отбирались картины для показа на фестивале?

— У меня около сорока полнометражных картин, и были отобраны некоторые из них, те, что не особенно известны советскому и российскому зрителю.

— Вы говорите, вам близка сибирская часть России — а не было у вас желания снять фильм о Байкале, очень живописном озере?

— Я снимаю картины скорее о людях, о проблемах, нежели о красивых местах. Но я с вами согласен, Байкал, действительно, очень красив, и я радуюсь, что у меня будет возможность еще раз побывать на Байкале в дни фестиваля. А вообще, если бы пришлось снимать в Иркутске фильм, это был бы, прежде всего, фильм-память… Что вообще характеризует Сибирь — так это свободная мысль. Я вижу, что люди здесь не так боятся, как боятся они в Москве. А в современной Москве люди очень боятся. Там, где деньги, — там есть и страх. Я встречаюсь с разными людьми и вижу этот страх в глазах, у вас этого меньше.

— Я читала в одном из ваших интервью, что вы как человек в очках считаете, что смотреть телевизор вредно, — он еще больше портит зрение…

— А еще вредно читать книги, да? — смеется Кшиштоф. — Я вообще считаю: жизни не хватит, чтобы прочитать все написанные шедевры. Так зачем же читать еще какие-то другие книги? Жизнь коротка — не стоит тратить ее на телевизор, на эти сериалы, которые заполняют пустое пространство в душе человека жвачкой, а не пищей.

Говоря о современном кино, Кшиштоф Занусси назвал работу, которая потрясла его, — это совершенно новая, недавно снятая картина режиссера Андрея Смирнова «Жила-была одна баба». «Она войдет в историю кинематографа, хотя сейчас проходит так… негромко…», — считает он. Из числа уважаемых им авторов он называет Алексея Германа-младшего; есть живое молодое кино, в том числе и в Польше; появились и интересные режиссеры-женщины, например, его бывшая ассистентка Агнешка Холланд – сегодня режиссер мирового масштаба, уже номинированная на «Оскара»…

— А как вы относитесь к популярному нынче формату 3D? Это уловка создателей кино, которые с помощью картинки пытаются понравиться зрителю, вместо того чтобы брать содержанием?

— Я могу ошибиться, у меня ведь проблема с очками! (Смеется.) Но этот формат не может быть принят всерьез — это ясно, потому что сегодня уже идут провалы в Америке… И вообще это фикция: мы не видим трехмерное изображение — мы видим двухмерную картинку. Искусство никогда не защитится техникой. Оно защищается содержанием, чувствами, мыслями, которые вызывает в сердцах людей. А техника — она только добавляет.

— Национальное польское кино — что это такое в вашем понимании?

— Я сам не до конца знаю, в чем наша специфика. Но интуитивно чувствую, что наш мир — это наш мир, а в Чехии или в Голливуде — там у людей другой взгляд на все, свои типичные конфликты и свои типичные герои. Есть в мире, скажем, три больших славянских народа — русские, украинцы и поляки, но у каждого из них свои особенности, свой менталитет. Плохо, когда весь мир американизируется, — но чаще всего это поверхностно. Я вижу, как легко Италия, скажем, принимает влияние Америки, но на самом деле больше Италия влияет на Америку, чем наоборот. Например: итальянцы — одна из самых трудолюбивых наций в Европе, гораздо более трудолюбивая, чем англичане. Однако англичане постоянно говорят об этом, но не работают; а итальянцы стесняются лишний раз об этом говорить, считают, что работать надо тихо и незаметно. Другой стиль жизни! Другое отношение к работе, к семье… Все это очень сложно. И в этом есть национальная специфика.

Общаясь с представителями СМИ, Кшиштоф Занусси шутил, смеялся, размышлял вслух. А уже через пару часов он так же непринужденно открывал фестиваль в Доме кино. Публика заполнила зрительный зал до отказа, и Татьяна Астрикова, представитель министерства культуры области, подчеркнула, что приезд на фестиваль мастера такого уровня — большая честь для нашей области и для Иркутска, а Дом кино — это практически единственное место в городе, где можно посмотреть хорошие интеллектуальные картины, где ежегодно проводятся кинофестивали, показы и просмотры, в том числе и польского кино.

После короткого знакомства с публикой — режиссеру пришлось сказать несколько слов о себе — Кшиштоф Занусси перешел к делу:

— Если говорить о фестивале, то картина «Структура кристалла», которой он открывается, — моя первая полнометражная картина. Я благодарен вам за то, что вы сделали свой выбор в пользу кино и решили провести этот вечер с моей картиной. Это старая картина, еще черно-белая. Поначалу мне сказали, что эта моя работа — провальная и ее нужно спрятать и никому никогда не показывать. Прошло время, я, правда, вмешался в монтаж и сделал кое-какие изменения, выбросил часть материала… А когда эта картина пошла за границей и начала получать награды, к моему огромному удивлению, я понял, что успех и неуспех — это все так относительно…

Кинорежиссер по первому образованию — физик, даже профессор, чем он гордится, потому его первая работа — о молодых физиках, о том, как по-разному складывается жизненный путь каждого из двух друзей.

— С этой картиной я много ездил по миру, был даже в Южной Америке… И однажды мне довелось приехать с ней в Новосибирск. Это была моя первая серьезная поездка в Россию. И в Академгородке я встретил такую публику и столкнулся с таким менталитетом, которого я и в Москве не видел. Я встретил свободных людей с очень широким взглядом на мир, и ту дискуссию, которая состоялась там, я никогда не забуду, потому что раньше такого уровня разговора с публикой я никогда не видел.

А теперь я вас оставляю наедине со своей картиной и надеюсь увидеть вас здесь в другие дни фестиваля. Хотя… Я попрошу еще минуту вашего внимания. — С этими словами пан Занусси достал фотоаппарат. — Я хочу сделать вашу фотографию — не возражаете? Хочу потом показать своей жене, где я был.

Под аплодисменты публики он сделал кадр — сфотографировал зал, и вскоре свет погас, вспыхнул экран, и начался просмотр… И каждый зритель откроет для себя в этот вечер «своего Занусси», потому что не бывает двух одинаковых восприятий, как не бывает двух абсолютно одинаковых людей…

На фестивале в Доме кино показаны также фильмы «Семейная жизнь», «Иллюминация», «Защитные цвета», «Константа», «Год спокойного солнца» и «Прикосновение руки». Фестиваль завершил свою работу 29 февраля.

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото автора.

Назад к публикациям
29 марта
 
1886 (125 лет) - В Атланте доктор Джон ПЕМБЕРТОН создал кока-колу. Он предполагал, что это будет чудодейственный эликсир, снимающий головную боль и прочие недомогания.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке


© Иркутскоблкинофонд 2010 - 2022 | Разработано: Icorporate