Версия для слабовидящих

В условиях войны

В условиях войны

Новый фильм Сергея Лозницы «В тумане»

В Иркутском доме кино на прошлой неделе начался показ фильма «В тумане» Сергея Лозницы — режиссера белорусского происхождения, который сейчас живет в Германии, но продолжает снимать фильмы о России. Его второй игровой фильм является почти буквальной экранизацией одноименной повести Василя Быкова и будто вырастает из небольшого эпизода его первой картины «Счастье мое», в котором мирного жителя во время войны за положительную характеристику немцев хладнокровно убивают партизаны на глазах собственного ребенка.

По слухам этот эпизод режиссеру рассказал сам писатель Василь Быков, который первым и чуть ли не единственным из советских писателей начал демифологизировать тему Великой отечественной войны в русском общественном сознании. Он не столько описывал ужасы самих военных действий, попутно воспевая героизм советских воинов, сколько честно проникал в психологию обычных людей, поставленных в положение постоянного морального выбора в аморальных условиях.

В этом смысле его бывший соотечественник Лозница, который с холодным упорством уже много лет всматривается в лица россиян (снимая документальные фильмы), не мог найти лучшего кандидата для экранизации. Математик по образованию, он написал сценарий, а потом и снял по нему фильм с таким четким расчетом, что этот художественный механизм работает как часы, где нужно держа зрителя в напряжении, где нужно меняя его отношение к героям на прямо противоположное.

Действие происходит в оккупированной немцами Белоруссии 1942 года – путевого обходчика Сущеню после допроса в немецкой полиции выпускают на волю, в то время как его напарников отправляют на виселицу. Несмотря на то что он ни в чем не виноват и не вступал в сговор с фашистами, все в его деревне смотря на него с подозрением, включая его собственную жену. Через две недели к нему в хату приходит пара партизан и уводит его в туман, чтобы расстрелять. Сущеня с безропотной покорностью, поскольку уж лучше смерть, чем такие подозрения, несет лопату, чтобы вырыть самому себе могилу, но просит своих палачей не стрелять его на болоте, чтобы быть похороненным достойно. Партизаны, один из которых прожил с Сущеней в одной деревне всю жизнь, соглашаются, но на более удобном для могилы месте попадают в засаду, в результате чего один из них оказывается смертельно ранен. Сущеня, замаливая несовершенный грех, понесет его на своем горбу через осенние леса, полные туманов.

Безусловно, главной темой картины становится нравственный выбор человека в бесчеловечных условиях войны, когда нельзя доверять ни чужим, ни, что самое страшное, своим. В этом смысле «В тумане» оказывается гораздо внятнее и глубже всех патриотически-воспитательных фильмов последних лет, снятых в России на деньги госбюджета. В нем нет ни бессмысленного глянца, ни затратных спецэффектов, ни огромных массовок, ни впечатляющих батальных сцен, однако все это с лихвой перекрывает сила художественного высказывания. Очевидные библейские аллюзии никак не вяжутся с неоднозначным финалом, который, конечно, не станет сюрпризом для тех, кто читал повесть.

Но для Сергея Лозницы важнее даже не столько это. Он продолжает в этом фильме другую тему, начатую еще в его первой картине «Счастье мое» - о дальнобойщике, которого буквально засасывает сумрачная русская действительность. Примерно на эту же тему Кирилл Серебренников снимал свой «Юрьев день», но разница с ним состоит в том, что герои «В тумане» делятся на два лагеря не по принципу наличествующего у них образования, достатка или воспитания — просто у одних есть нравственный стержень, а других нет. Однако те, кто его имеет, долго в России почему-то не живут.

Режиссера не раз упрекали в ненависти к родной стране (в данном случае Белоруссия и Россия суть одно), но он с упорством продолжает гнуть свою линию, несмотря ни на что, причем на деньги продюсеров из Германии. На самом же деле его любовь к Родине сурова и где-то даже безжалостна. Будет ли она когда-нибудь вознаграждена — вопрос скорее риторический, нежели праздный.
Тимофей Сундуков
"Восточный формат" от  22 января 2013 года

Назад к публикациям
20 апреля
 
Гарольд ЛЛОЙД (1893-8.3.1971) - американский комедийный киноактер («Бабушкин внучок», «Наконец в безопасности», «Женобоязнь»)
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке


© Иркутскоблкинофонд 2010 - 2022 | Разработано: Icorporate